Методика Монтессори
Методика Монтессори была основана в прошлом веке итальянским педагогом и мыслителем Марией Монтессори.
Успешная работа Марии Монтессори с умственно-отсталыми детьми
Всю свою жизнь она посвятила педагогической деятельности и работе с трудными детьми. Свою методику Мария создавала для умственно-отсталых детей. Ее суть заключалась в том, что для любого дела были разработаны четкие указания и последовательность выполнения действий. Например, чтобы научить ребенка чистить зубы, педагог объяснял, как и где взять зубную щетку, как выдавить пасту, какими движениями и как долго чистить зубы, как правильно прополоскать рот и т. д. Притом, к каждому ребенку применялся индивидуальный подход.
Таким образом, ей удалось научить умственно-отсталых детей элементам самообслуживания и другим простым действиям. Тогда она решила применить свою методику при обучении детей школьным предметам. Через некоторое время умственно-отсталые дети, обучающиеся по методике Монтессори, приняли участие в одном из городских конкурсов наравне с обычными детьми. Каково же было удивление комиссии, когда дети с ограниченными возможностями заняли первое место в этом конкурсе.
Создание монтессори-школ
О методике Монтессори заговорили, как о серьезном и эффективном способе обучения. Ее стали приглашать в школы разных стран для работы с обычными детьми. И всегда такие занятия давали только положительные результаты.
В разных странах начали создаваться школы Монтессори. Ребенок в подобной школе приучался к труду, самостоятельности и к самообслуживанию.
В настоящее время методика Монтессори пользуется особенной популярностью, появляется большое количество монтессори-центров и детских садов, занимающихся по этой системе.
Принцип методики
Главный принцип работы: «помоги мне это сделать самому». Педагог не принуждает ребенка к каким-то действиям, а только помогает ему, если ребенок сам того пожелает. Дети вправе сами выбирать себе занятия по душе, а также ритм и способ обучения.
Задачи монтессори-педагога:
- развивать в детях индивидуальность, инициативность, самостоятельность и уверенность;
- формировать свободу выбора и сознание ответственности за свои поступки.
Условия для формирования эффективной работы
Для эффективных занятий с монтессори-группах необходимым условием является создание определенной развивающей среды и подготовка дидактического материала. Создание монтессори-среды требует наличие большого пространства, а дидактический материал стоит довольно дорого. Поэтому у многих родителей применение методики Монтессори вызывает некоторые трудности.
Несмотря на всю сложность, монтессори-педагогика вполне может быть использована в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы «взрослый мир» стал более удобным для ребенка: нужно поставить удобную детскую мебель, положить в доступном месте детские средства гигиены, рабочий инвентарь, игрушки, книжки и т. д. Дорогостоящие дидактические игры можно заменить обычными крупами, пуговицами и другими подсобными материалами, которые можно найти в любом доме.
Занимаясь в монтессори-группах, дети полноценно и всесторонне развиваются и готовятся ко взрослой, самостоятельной жизни. Благодаря этой методике дети получают практические навыки, развивают все виды чувств, логическое мышление, математические способности и речь, а также расширяют словарный запас.
Методика Монтессори – это прекрасная возможность воспитать своего ребенка свободным, активным, творческим и самостоятельным!
Очень полезный сайт, удачи Вам в развитии